Эта замечательная рыба с первого взгляда имеет сходство со змеей. Длинное тело угря почти совершенно цилиндрическое, только хвост слегка сжат с боков, особенно ближе к концу. Голова у него небольшая, спереди немного приплющенная, с более или менее длинным и широким носом. Обе челюсти, из которых нижняя немного длиннее верхней, усажены мелкими, острыми зубами.
Желтовато-серебристые глаза весьма малы, жаберные отверстия очень узки и отодвинуты на довольно значительное расстояние от затылка,. Спинной и заднепроходный плавники очень длинные, и ,вместе с хвостовым, сливаются в один неразрывный плавник, окаймляющий кругом всю заднюю половину тела. Мягкие лучи плавников вообще обтянуты довольно толстой кожей и вследствие того с трудом отличимы. На первый взгляд, угорь кажется голым, но если снять густой слой слизи, его покрывающий, то окажется, что тело его усажено маленькими, нежными, очень продолговатыми чешуйками, которые, однако, большей частью не соприкасаются и вообще распостранены весьма неправильно.
Угорь придерживается предпочтительно вод с глинистым или тинистым грунтом и, напротив того, по возможности избегает рек и озер, у которых дно песчаное или каменистое. В особенности он любит летом вращаться между осокой и камышом.
Угорь — рыба плотоядная, питается как другими рыбами и икрой их, так и разными мелкими животными, живущими в тине, рачками, червяками, личинками, улитками (Lumnaeus). Из рыб чаще всего достаются ему в добычу такие, которые, подобно ему, вращаются более по дну водоема, как, например, подкаменщики и миноги; но, впрочем, он схватывает и всяких других рыб, которых может поймать, и потому нередко попадается на крючки переметов, наживленные рыбаками. Весной и в начале лета, когда почти все карповые рыби мечут икру, угорь предпочтительно кормится этой икрой и истребляет огромное количество. Пойманного угря нет почти никакой возможности удержать в руках , так как он скользок, силен и изворотлив. Если положить землю, то он передвигается по ней довольно проворно, вперед или назад, смотря по надобности, причем изгибает тело совершенно змееобразно. Довольно трудно бывает угря убить: самые страшные раны часто не оказываются для него смертельными. если переломить ему позвоночный столб, то он сравнительно скоро умирает. Кроме того, сокращаемость мускулов очень долго сохраняется даже в отрезанных кусках угря.
Размножение угрей до последнего времени оставалось весьма темным, да и до сих пор оно еще не вполне исследовано, что зависит, конечно от того, что угорь уходит для этой цели, в море.
Ловля угрей на удочки начинается с весны и продолжается большей частью до начала октября, так как в ноябре угри или уходят в море (взрослые), или же закапыва-часто целыми клубками, и остаются в спячке до погоды. Так как угорь-рыба ночная, и днем скрывается в норах, хворосте, камнях, то среди дня ловят его редко. Или особыми способами, в норах, или же только после теплой ночной грозы и в очень жаркие дни перед грозой, когда он выходит из нор ближе к поверхности воды и держится под тенью водяных растений. Впрочем, весной , после долгого зимнего поста, угорь хорошо берет даже около полудня.
Как и все ночные рыбы, угорь имеет очень развитое обоняние и его не трудно привадить, бросая туда, где намереваются ловить, куски кишок вываленных в песке, или опуская в воду пузырь с грузом, наполненный кровью, и с небольшим отверстием, из которого бы кровь просачивалась.
Ловят угря на весьма разнообразные насадки, и его скорее можно назвать всеядной рыбой, хотя собственно хлебная насадка, кажется, нигде не употребляется. Большей частью удят его весной и летом на выползка и красного червя, а осенью —на мелкую рыбу: живых, а за неимением таковых, мертвых пескарей, гольцов, миног, небольших вьюнов, гольянов, мелких корюшек, также на куски рыб, всего лучше миног.
Угорь имеет небольшую пасть и всегда заглатывает насадку, а потому крючки не должны быть крупнее №5, а еще лучше употреблять №№7—8,с толстым стержнем. Рекомендуют, ради удобства вынимания, прямые крючки (без сгиба в сторону, с сильно отведенным наружу жалом). Живцы тоже всегда насаживаются на одиночные крючки, которые пропускаются в рот и ноздрю. Лески должны быть очень крепкие и прочные, удилища тоже, катушка при них никогда не употребляется. Утомить угря невозможно и вываживать его не следует, если не желают рисковать потерей рыбы и снасти. Угорь, почувствовав себя пойманным, старается всегда укрыться в нору, хворост, под коряги или же обвивается вокруг подводных предметов. В таких случаях нередко не помогает и самая надежная снасть, и часто приходится отрывать ее по возможности у поводка, или же ждать, что рыба, быть может, высвободит леску.
Клев угря очень верен; эта рыба очень жадна и редко выпускает насадку, что, впрочем, объясняется тем, что угорь часто так заводит в нее зубы, что не может сразу ее выплюнуть. Вообще медлить с подсечкой не следует, особенно при ловле на небольшие насадки — куски рыбы, горох и т. п., и вытаскивают угря сейчас же после подсечки, без всяких церемоний, стараясь только оттащить его подальше от воды. Сачок при вытаскивании употребляется очень редко, так как, во-первых, угорь часто проскакивает в петли, раздвигая или обрывая их, а во-вторых, потому, что, извиваясь, он тут навертывает на себя леску. По той же причине, вытащив угря на берег прежде всего наступают ногой на леску у крючка (иначе ее спутает или же держат ее натянутой так, чтобы голова была все время приподнята. Затем перерезают ему спинной у головы или у хвоста или же, натерев руки песком ила землей, берут рыбу за голову и ударяют хвостом о какой-либо твердый предмет. Крючок обыкновенно заглатывается довольно глубоко и его большей частью приходится вытаскивать при помощи металлической спицы оканчивающейся развилками.
Собственно к ужению принадлежат ужение с поплавком, ужение на донную удочку без поплавка, в отвес или «в закидку», затем ужение «на иголку» и ужение без крючка. С поплавком ловят обыкновенно на большого червя, насаживаемого фестонами, или на несколько навозных червей, но жало крючка должно быть хорошо скрыто, ибо сытый угорь очень осторожен. Поплавок нужен легкий и грузило, тоже небольшое, должно лежать на дне вместе с насадкой. Угорь забирает в рот насадку медленно; поплавок сначала иногда катится, но подсекать следует, лишь спустя 2—3 секунды после того, как он скроется под водой. Подсекают очень резко и сильно и, как сказано, сейчас же вытаскивают рыбу, на всякий случай подальше от берега. Изредка, именно когда угри плавают поверху, большей частью после ненастья или грозы, в мутную воду их ловят на плавную удочку, причем насадка (преимущественно зеленый горох) должна быть неглубоко от поверхности. При ужении на весу, в местах, имеющих более или менее сильное течение, тяжесть грузила должна соответствовать последнему; удилища употребляются как длинные так и, при ужении с лодки (на глубоких местах), короткие. При ловле в закидку, на длинные лески, удят только на короткие удильники, причем нет необходимости держать их в руках и можно ловить на несколько. Грузилу, особенно на быстрых местах, здесь предпочтительнее круглая пуля, просверленная насквозь и свободно скользящая по леске, до поводка, где она задерживается прищипнутой дробинкой. Такое передвижное грузило дает возможность чувствовать в руке самую слабую поклевку. Кончик удилища при ужении без поплавка должен быть поэтому довольно гибок и чувствителен. На донную ловят большей частью в глубоких местах, напр, в гаванях, доках, в устьях рек.
Угорь доставляет очень вкусную и здоровую пищу. Но слабыми желудками мясо угря, особенно старого (с золотистым кольцом вокруг глаза), довольно трудно переваривается. Самыми вкусными угрями считаются угри с серебристым брюхом; вкуснее всего и удобоваримее угри жаренные с пряностями и большим количеством перца, также жареные и потом маринованные в уксусе. Крупных угрей, прежде чем жарить, необходимо предварительно проварить.
Вырезка з книги Сабанеева Л.П. "Жизнь и ловля пресноводных рыб "
|